...
Проверка на вирусы

Главная » 2015 » Май » 8 » Судьбы, опаленные войной
12:57
Судьбы, опаленные войной

Со школьных лет мы привыкли слышать, что нет у нас ни одной семьи, которой бы не коснулась война. Вот и наша семья не стала исключением. Воспоминаниями военных лет со мной делилась моя бабушка, Кирьязева Валентина Васильевна.

 

                  1.Дети войны

Бабушка Валя родилась за год до войны – летом 1940-го. Была младшей, четвертой, дочерью в семье и стала любимицей отца. Конечно, хорошо запомнить его она не смогла, ведь он ушел на фронт в первые дни войны, когда ей был всего один год. Но бабушка всегда с трепетом повторяла слова ее матери Марии о том, как отец ее целовал перед уходом и любовался своей куколкой. Матери пришлось тяжело работать в колхозе во время войны и после нее, поэтому главными близкими людьми для маленькой Вали стали ее бабушка Лиза и самая старшая сестра Катя. С середины войны вести от отца перестали приходить, семья оставалась в неведении, но хранила надежду, что он жив. Лишь в конце войны пришло извещение о том, что их отец, Кирьязиев Василий Ильич, 14.01.1915 г.р., пропал без вести. Так четыре девочки, как и многие дети военных и послевоенных лет, росли без отца.

Бабушка Валя запомнила один случай, который чуть не обернулся трагедией. Ей тогда было три-четыре года. Оккупанты стояли в их селе. Кто-то из односельчан доложил, что Василий Кирьязиев был коммунистом и давно воюет на передовой, а семьи партийных непременно расстреливали. Хотя Валя тогда была совсем маленькой, она запомнила темный подвал, в который их привели немцы с автоматами, как они, дети, прижимались к маме. Начался допрос, после которого всех должны были расстрелять. Но вмешалась переводчица. Теперь уж не узнать, что именно она наговорила немецким офицерам и чего наобещала, улыбаясь, но семью отпустили с миром. К сожалению, мы не знаем даже ее имени. Жаль, ведь она спасла нашу семью от неминуемой гибели, хотя сама рисковала, такое заступничество могло ее погубить.

Еще одним бабушкиным воспоминанием о Великой Отечественной было их общение с немцами. В нашей семье была замечательная корова-кормилица, дававшая много молока. И бабушка рассказывала, как они со старшей сестрой ходили к немцам обменять часть молока на хлеб. А немцам очень нравилось именно их жирное молоко, и они говорили своим брать «у этой черненькой», указывая на старшую Катю.

Правда, мой муж, услышав от меня этот рассказа, спросил: «Откуда же они брали столько хлеба, чтобы совершать обмен? Значит, все-таки отбирали его у русских?» Не знаю, может, и так, но бабушка ни о чем таком не говорила. Конечно, один пример более-менее нормального отношения не способен компенсировать все то зло, причиненное войной. Помню, уже в 90-е годы ХХ века, когда я, маленькая, пела прабабушке Маше популярную тогда песню со словами: «Дорогие мои старики, мы еще, мы еще повоюем!» – прабабушка едва ли не со слезами на глазах говорила: «Ой, детка, не надо воевать, только не воевать». Тогда моя мама Ангелина объясняла нам – старенькой Маше и маленькой Кате, – что в песне эти слова имеют совсем другое, мирное значение.

После войны четверо детей помогали своей бабушке Лизе по хозяйству, а с мамой Марией трудились в колхозе, выполняя совсем не детские нормы. Позже село было ликвидировано, и девушки разъехались по району, вышли замуж. Но мысль о судьбе отца не давала покоя. Через много лет после войны, когда Валентина уже сама стала мамой, ей все-таки удалось разыскать информацию о своем отце: он погиб в звании рядового в 1943 году под Житомиром (Украина) и похоронен в братской могиле в с. Поташня Радомышльского р-на Житомирской обл. Ему было всего 28 лет…

2. Под Киевом

Не знаю точно, был ли прадедушка Вася записан Кирьязиевым, как большинство членов семьи, или Кирьязевым (без буквы «и»), как по ошибке записали фамилию моей бабушки. Но пуля, ранившая прадедушку, пробила его личные документы, опалив в окончании фамилии букву «е». Поэтому при захоронении его записали «Кирьязов». В дальнейшем под этой фамилией и сохранились архивные данные о прадедушке.

В 2013 году мне удалось связаться с жителями той местности, где погиб дедушка Вася. Они прислали фотографию братской могилы, в которой он похоронен, и копии документов. Надежда, дочь председателя местной администрации, оказалась весьма приветливым человеком и даже обещала помочь, если мы приедем навестить могилу деда. Но потом в Украине появился майдан, не позволив осуществить семейную мечту побывать на могиле погибшего дедушки. Надежда, как приверженка прозападной идеологии, не захотела видеть меня в друзьях даже в социальной сети, ведь я живу в России и поддерживаю позицию этой страны. Майдан все перевернул с ног на голову. Я сама родилась в Украине, в Донецкой области. Там прошли мои детство и юность, там остались родственники, одноклассники, сокурсники. Тем больнее было наблюдать раскол в обществе. Ведь врагами становились не только случайные знакомые из разных регионов страны, но и внутри семей люди оказались с противоположными взглядами. А потом вообще началась война. Война, в вероятность которой до последнего никто не верил и которую до сих пор тяжело осмыслить. Смотрела новости и слышала до боли знакомые названия городов, мысленно отмечая: «здесь живет дядя», «туда переехала одноклассница», «а там живет крестный»... Смотрела на кадры хорошо знакомых селений и не узнавала их из-за дыма и развалин. Стреляли и в моем родном поселке, хотя он расположен в стороне от центральных магистралей и стратегического значения не имеет. Война и нацизм все-таки повторились... Теперь я боюсь рисковать и ехать туда, чтобы навестить могилу бабушки, чьи воспоминания пересказала выше. Одно знаю точно: увидев в детстве фашизм, она сейчас тоже поддерживала бы ДНР, не желая быть под властью киевских марионеток.

Не удалось пока осуществить бабушкину мечту побывать на могиле ее отца — моего прадедушки Василия Ильича. Кстати, я родилась на следующий день после его дня рождения: он — 14, а я — 15 января. В год 70-летия Великой Победы я продолжила поиски подробностей его фронтовой деятельности и трагической гибели. Последние дни жизни В.И. Кирьязов/Кирьязиев участвовал в оборонительной операции на Киевском направлении в составе 60-й армии. Операция проводилась с 13 ноября по 22 декабря 1943 года силами 1-го Украинского фронта. Прадедушка погиб 25 ноября. Немецко-фашистское командование с целью восстановить оборону по Днепру предприняло контрнаступление. Главный удар противник наносил из района юго-западнее Фастова на Брусилов, второй — из района южнее Черняхова на Радомышль. Ожесточенные бои длились несколько дней. В результате Киевской оборонительной операции войска 1-го Украинского фронта сорвали планы противника вновь овладеть Киевом и восстановить оборону по Днепру. Но мой дедушка остался на этой земле навечно. Он похоронен 29.11.1943 г. в братской могиле 1186 на гражданском кладбище в с. Поташня Радомышльского р-на Житомирской обл. Из 107 захороненных — 41 неизвестный солдат. Номер захоронения в Военно-мемориальном Центре: ЗУ380-06-1061. Дата последнего захоронения: 26 декабря 1943 г.

В память о погибшем прадедушке Васе его дочери назвали его именем своих сыновей: старший сын старшей Кати получил имя Василий Александрович, а третья сестра Вера решила повториться с именем для своего младшего сына, ведь в ее семье получалось совпадение не только в имени, но и в отчестве, так появился Василий Ильич. Кстати, в этой ветви рода был еще один участник Великой Отечественной войны.

 

3. Кто хоть однажды видел это, тот не забудет никогда

Бабушка Вера (старшая сестра моей бабушки Вали) была замужем за Пефтиевым Ильей Архиповичем, 08.03.1926 г.р. Он ушел на фронт старшеклассником в середине войны, но прошел ее до конца, однако, как и многие, не любил об этом говорить. К 40-летию Победы Илья Архипович был награжден Орденом Отечественной войны II степени (№ наградного документа: 44; дата: 01.08.1986 г.). Семья трепетно хранит его фронтовые награды и воспоминание о самом страшном бое, в котором из 120 человек выжили только трое. Уже в старости, перед смертью, в бреду, он вновь оказался на войне, подавал патроны и все звал своего фронтового товарища Мишу, который взорвался у него на глазах в том злосчастном бою. Годы войны навсегда остались самой трагической и незабываемой страницей его жизни, как и жизни всего нашего народа. Не зря в песне «На безымянной высоте» М. Матусовский писал: «Кто хоть однажды видел это, тот не забудет никогда».

 

Екатерина Радченко

Категория:  Добавил: gorad | Теги: битва за Киев, Екатерина Радченко, Орден Отечественной войны | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 4
avatar
0
1 Анонимно • 21:26, 08.05.2015
Катя, молодец!!!
avatar
0
2 egolodnov • 21:29, 08.05.2015
С ВЕЛИКИМ ПРАЗДНИКОМ ПОБЕДЫ!!! ВСПОМНИМ ВСЕХ ПОИМЁННО!!!
avatar
0
3 Анонимно • 21:29, 08.05.2015
Поздравляю с ДНЁМ ПОБЕДЫ!!!
avatar
0
4 Анонимно • 20:18, 16.06.2015
Об этом надо помнить! Спасибо автору за память!
avatar
Создать бесплатный сайт с uCoz